Мы сходили на "Оза Великого и Ужасного", потому что лично я люблю сказки и фокусников — не знаю, что сильнее.
Вышли с дурацкими радостными улыбками, до сих пор как-то легко дышится, но речь не о фильме, хотя для дурака в нём столько подарков, что ах.
Речь о том, что я ощущала уже какое-то время, а вчера окончательно сложила.
Чем беспощаднее развивается искусство иллюзии, — вот оно уже вываливается с плоскости, дразнит все чувства, качественно имитирует пусть невозможную, но реальность, — тем большей прелестью начинает наливаться иллюзион, заведомая ловкость рук. Фанерки и жестянки, крашеная марля, пиротехника, волшебный фонарь, "птицы в горшке" (был такой спецэффект в средневековом театре, особый керамический сосуд-резонатор заполнялся водой и в него дули через трубочку), грубоватая условность, доля волшебства в которой берётся непосредственно из головы и сердца зрителя, отчего сила этого волшебства не ограничена ничем.
Понятно, что все картонные и проволочные оптические обманы нынче делаются на могучих компьютерах, и астматическая фисгармония фальшивит точно по нотам, тем же компьютером сыгранная, но. Тряпочные пыльные цветы фокусника, раскрывающиеся из ничего, просто станут в сказочном мире больше, тряпка будет новая и дорогая, а смысл останется тем же: игра, вдыхание жизни без попыток продать идентичное натуральному за сорванное с ветки.
Я как никто люблю качественный аттракцион. Железных космических сороконожек, вываливающихся из дырки в небе на Манхеттен, к примеру.
Но в балагане на досках, где молнии магниевые или из фольги, где гром гремит по железному листу кувалдой, лица размалёваны, а блёстки и перья лишь оттеняют убожество, сквозь драную и потёртую материю начинает светиться твоё собственное ожидание чуда и готовность к нему.
Это один из лучших парадоксов представления как формы бытия: накорми ум и душу правдоподобием, они свернутся сонным котиком внутри, предоставив организму в одиночку пробавляться адреналином, тахикардией и прочими много-D-эффектами, — дай им пластилина, лоскутков и палочек, они выстроят себе такую живую жизнь, какая возникает лишь в детских играх. Где-то тут была смутная мысль о пределе иллюзии, который оказывается лишь поворотом на спирали, возвращая нас к исходному потенциалу с новыми возможностями, но я сейчас не буду её думать.
А "Оз" прекрасен, если вы не разучились играть.
искусство представления
lieer
| четверг, 14 марта 2013